Фотограф - Мария Попова

В тот сакральный момент, когда фотография становится искусством, а фотограф - художником, к человеку любующемуся работами, приходит другое, эстетически более мощное восприятие снимков. Такое мастерство вызывает бурю эмоций, переживаний, переосмыслений. Рождает вопрос. А, как можно было это заметить в нашем тривиальном мире?

Фотограф-портретист - Мария Попова, рассказала о своём отношении к фотоискусству, о том, когда, и почему стала профессиональным фотографом.

Когда, и в какой момент вы увлеклись фотографией?

Важнее не то, как и когда я пришла к фотографии, а то, почему. В детстве я рисовала, ходила в художественную школу. Всю жизнь после её окончания я пыталась вернуться к творчеству, но всё время что-то не складывалось – то лень брала своё, то усидчивости не хватало, то были какие-то занятия, которые на том этапе считались более важными.

Думаю, не последнюю роль сыграло то, что я выросла в маленьком посёлке в Тульской области, а из таких мест дети при хорошем раскладе уезжают в города и поступают учиться таким профессиям, которые «смогут прокормить», и, конечно, творческие профессии к таким традиционно не относятся. Хочется верить, то, к чему я пришла сейчас – логический промежуточный результат, которого было не миновать. Более менее осознанно фотографировать я начала в 2008 году – тогда мне в руки случайно попала зеркальная камера, я с удивлением обнаружила, что не могу и не хочу выпускать её из рук.

Вы дипломированный специалист в области рекламы. Насколько востребована вами эта профессия?

Безусловно, моё образование постоянно помогает мне. Во-первых, любое высшее гуманитарное образование, на мой взгляд, даёт некую целостную картину мира, позволяет сформировать мировоззрение – и в этом основная его ценность для меня. Во-вторых, сама специализация – реклама – очень актуальна в наше время, её механизмы работают во всех сферах, особенно в области услуг, чем и является коммерческая фотография. Учитывая, что на данном этапе я являюсь независимым фотографом, я сама себе бренд, и любое продвижение себя как фотографа в данном случае мало чем отличается от классических рекламы и пиара. Поэтому я не считаю, что, сменив профессию с рекламиста на фотографа, я перечеркнула годы, потраченные на освоение первой специальности. В любом случае, всё, что мы делаем, так или иначе, развивает нас – не ради же денег мы стремимся выше, дальше, быстрее. Они –
лишь средство, цель же – быть счастливым, правда, для всех это что-то своё.

Какими конкретно направлениями фотографии, вы бы хотели заниматься?

На самом деле, фотография для меня не панацея, она лишь инструмент, способ познания мира и отражения моего взгляда на него. Я – человек, склонный к
рефлексии и самокопанию, и всё, что так или иначе увлекало меня в жизни, связано с любопытством к человеческой природе, желанием понять, почему мы чувствуем и ведём себя так, а не иначе. Наверное, поэтому основной жанр, который меня привлекает и который я стараюсь освоить – это психологический портрет. Это одновременно интересно и очень сложно для меня, потому что чаще удаётся запечатлеть очередную маску человека, а хочется уловить его суть, чтобы при взгляде на фото у зрителя подкатывал ком к горлу - от ощущения, что совершенно незнакомый человек рассказал ему что-то сокровенное о себе. Очень люблю фото детей, стариков и животных, но понимаю, что это «паразитирование на архитипе» - они всегда вызывают
однозначные эмоции, умиления или сочувствия, как правило. То, к чему я стремлюсь – гораздо сложнее, и, надеюсь, ждёт меня впереди.

Какими качествами по вашему должен обладать фотограф профессионал?

В моём понимании, профессиональный фотограф-портретист обязательно должен быть хорошим психологом, иначе его фото будут всего лишь «скриншотами». Причём, как мне кажется, сложно научиться быть таким психологом, нужно быть им по натуре, по жизни. Без эмпатии, желания понять и узнать человека, самоотдачи, умения вовремя слушать и вовремя говорить, умения наблюдать и чувствовать акценты – невозможно сделать хороший, «живой» портрет. Ну и, конечно, фотограф-профессионал, работающий в любом жанре, будь то портрет, пейзаж, архитектура, макросъёмка
или натюрморт, должен разбираться в технике и технологии, «чувствовать» кадр в плане композиции, цвета и других выразительных средств. Понятно, что без идеи фото «разваливается», и недостаточно хорошей техники исполнения, но и недаром развивающиеся фотографы постоянно постигают новые приёмы, чтобы разнообразить свой фотоязык и не быть косными. Как это всё будет применяться на практике – уже дело вкуса и задачи.

Фотография это искусство, или только способ заработать?

Однозначно, в первую очередь – искусство. Если поставить на первое место заработок, очень скоро эта схема перестанет работать, потому что фотографии больше не будут возбуждать ни автора, ни зрителей, и неизвестно, что умрёт первым – спрос или предложение. В этом кроется самая большая досада для меня – никогда это не будет абсолютно комфортно: как только успокаиваешься, перестаёшь вкладывать свои нервы и эмоции, фото перестаёт цеплять. Это какой-то жертвенный алтарь, без самоотдачи результат теряет вкус. После хорошей съёмки мне всегда хочется «лечь и помереть», как после многочасового разговора с другом о наболевшем.

На кого из мира фотографии вы бы хотели равняться?

Я против кумиров и равнения на кого-либо в чём-либо, но, глядя реальности в лицо, я понимаю, что «всё придумано до нас», поэтому, если уж и брать с кого-то пример, то с великих. Из классиков к таким я отношу, без сомнения, Хельмута Ньютона. Ещё мне очень импонирует профессиональный путь Анни Лейбовиц, я была бы рада, если бы мне удалось заниматься фотографией как можно дольше – чтобы и желание снимать не пропадало, и как фотограф я смогла бы найти признание.

У вас был опыт ведения собственного бизнеса. Расскажите об этом?

Это было участие в семейном бизнесе. После моего ухода из офиса мы с мужем взяли кредит и открыли один из двух магазинов одежды, принадлежащих моим родителям – он был закрыт на ремонт, а после кризиса восьмого года так и стоял без дела. Это был очень ценный опыт для меня: когда становишься работодателем, налогоплательщиком и отвечаешь за стартап, это заставляет повзрослеть и в полной мере почувствовать ответственность за результат. По определённым причинам я вышла из этого проекта, оставив его родителям, и как раз в тот момент поняла, что передо мной белый лист – что захочу, то и напишу. Учёба в университете, работа по специальности, семейное дело – всё это переливалось одно в другое и вдруг осталось позади. В этот момент я
и решила попробовать сделать хобби профессией. После опыта с магазином я поняла, что мне нравится работать на себя, хотя это и несёт с собой множество побочных эффектов. Но, если бы не этот период, вряд ли я осмелилась бы заняться всерьёз фотографией.

Ваше отношение к благотворительным проектам?

В общем и целом, считаю их важными, хотя их положительность не всегда очевидна – иногда пользы от них меньше, чем шума. Важно, чтобы такие проекты действительно были во благо, а не во вред. Например, если благотворительность нацелена на сирот, важно, чтобы собранные средства грамотно применялись в интересах детей, т.е., к примеру, тратились на образование, а не на развлечения и праздники. У меня за плечами есть один благотворительный фотопроект, но я пока не знаю, будут ли другие, возможно, позже, если мне удастся вырасти в фотографии и мои работы будут
цениться настолько, что вырученные средства смогут действительно кому-то помочь.

Пока мне ближе другой подход: по мере сил и возможностей помогать в повседневной жизни тем, кто нуждается в помощи – зачастую это не составляет труда, а делает этот мир капельку лучше.

Что особого вы видите в жанре портретной съёмки?

То, что он неисчерпаем, как бесконечно разные все люди на планете. Каждому наверняка знакомо любопытство, с которым мы иногда рассматриваем фотографии в паспортах своих знакомых: даже эти зачастую скучные снимки – уникальные свидетели времени, того сонного утра, когда человек, дотянув до последнего, надев одежду с приличным воротом и тщательно (или наоборот, кое-как) причесавшись, идёт в ателье и делает этот неудачный снимок, где сам на себя не похож, и как всегда это не вовремя! Что говорить о нескончаемом поиске того самого кадра, когда смотришь на снимок, и время останавливается, и всё понятно или наоборт, ничего не ясно, а всё равно продолжаешь смотреть. Этот поиск не прекратится никогда, как никогда не
устареет портретный жанр.

Расскажите о тех фотовыставках которые вас удивили?

Из последнего запомнились две фотовыставки: фотографии российских победителей World Press Photo в «Рабочем и колхознице» и выставка Анни Лейбовиц в музее частных коллекций. Обе экспозиции очень жизненные, это не то искусство «не для всех», наоборот – актуальные темы во все времена, близкие каждому. В моих работах я всегда ищу того же, хотя мне и мешают те самые рамки, за которыми не всем понятно, что имеется в виду – вечно в них упираюсь и боюсь идти дальше. Надеюсь, однажды я смогу их преодолеть.

Что для вас слова благодарности от тех людей которых вы фотографировали?

О, начав делиться своими работами в сети Интернет, я быстро поняла, насколько болезненной может быть самая невинная критика. Тот момент, когда я смогла, уняв гул в голове, прислушаться к конструктивной критике и что-то изменить в себе и своих работах, я воспринимаю как шаг вперёд – это рост и развитие, хоть и болезненное. На этом фоне искренние слова благодарности очень важны. Особая их ценность в том, что эту благодарность нужно заслужить. Но по-настоящему я люблю свою работу, когда человек не благодарит, а делится своими эмоциями от нового осознания самого себя.
Возможность открыть новые стороны другого человека ему самому – вот, что самое дорогое. В чём-то это даже миссия для меня. Удивительное дело, сколько, например, красивых женщин живут годами с заниженной самооценкой, а всего одна удачная фотосессия заставляет их расправить плечи, полюбить себя, как будто познакомиться с собой заново. Такие моменты – самая приятная награда для фотографа, работающего с людьми. На данном этапе для меня это важнейшая подпитка для дальнейшей работы или, тем более, для фотографирования «для души» - в кругу друзей, например.

Назовите три принципа хорошей фотографии?

В фотографии должен быть “нерв” – то, что не позволяет проскользить по ней взглядом и переключиться на что-то другое, то, что “цепляет”. Пожалуй, это главный и обязательный принцип. Остальное – детали.

Маркин Александр

P.S. В каждом занятии есть свои приспособления для работы, у художника - это кисть, у токаря -токарные станки, а у фотографа - фотоаппарат. Выбирайте лучшее и станете лучшими.

Связанные записи:

 
 Нашли ошибку? Хотите в каталог? Напишите нам!
 
 Понравилась статья? Подпишись на обновления!
ужасноплохонормальнохорошоотлично (5 голосов, средний: 5 из 5)
Loading ... Loading ...
Вставить в блог

Главные новости партнеров


Комментариев (3)

  1. Лариса сказал:


    Молодчина!Так держать,успехов!!!

  2. Ольга сказал:


    Милая Маша! мне очень нравятся твои слова:” искренние слова благодарности очень важны. Особая их ценность в том, что эту благодарность нужно заслужить. Но по-настоящему я люблю свою работу, когда человек не благодарит, а делится своими эмоциями от нового осознания самого себя.” Это здорово,что понимаешь,что благодарность надо заслужить,и что важно помочь человеку осознать себя. Это действительно в своем роде миссия фотохудожника. Мама.

  3. Юрий Назаров сказал:


    Странно, увидеть такое “в нашем тривиальном мире”. Попытайтесь глянуть на него двумя глазами глазами, не через видоискатель. Если один пень, то с термином “профессиональный” нужно что-то делать, по-моему.

    (подписан на комментарии)

Добавить комментарий

Subscribe without commenting